Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
8(3463) 456-108

г. Пыть-Ях, мкр.8, ул. Православная, д.10

Полная информация и схема проезда

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
"Пыть-Яхская окружная клиническая больница"

Информационный сборник об успешном опыте деятельности школьных служб примирений

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

 

 

 

 

 

 

Информационный сборник об успешном опыте деятельности школьных служб примирений

(по материалам семинара по обмену успешным опытом деятельности школьных служб примирений в образовательных организациях

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск

2016 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….………3

 

Нормативные правовые основания деятельности служб школьной медиации ….4

 

Понятие школьной медиации, основные принципы деятельности…………………………………………………………………………….…..7

 

Из опыта работы школьных служб примирения в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры………………………………….…9

Работа «Школьной службы примирения» муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 4 г. Покачи (Солодкая Инна Борисовна педагог-психолог первой квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 4)

 

О реализации проекта «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях города Сургута» (Чуранова Олеся Владимировна, начальник отдела психолого-педагогической консультации и коррекции муниципального казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»)

 

«Опыт создания и развития сети Служб примирения на территории города Нефтеюганска» (Ольга Викторовна Куркина, специалист по социальной работе с молодёжью муниципального бюджетного учреждения «Центр молодёжных инициатив»)

 

Об организации деятельности школьных служб примирения в общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района (Талько Василий Анатольевич - заведующий Ювенальной службы Нефтеюганского района)

 

Школьная служба примирения  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»,  город Урай (Назмутдинова

Лиарида Хамитовна - педагог-психолог, руководитель Школьной службы примирения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», город Урай)

 

Полезные ссылки …………………………………………………………………………24

 

Введение

 

           Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин. В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности – социальные лифты – не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального  напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

           Происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени данные функции начинают возлагаться на образовательные организации. В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

           Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное  развитие  личности,  позитивное  общественное

взаимодействие на первое место.

           Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования. Медиация становится важнейшим методом разрешения конфликтов и споров, альтернативным по отношению к привычному административно-карательному способу, где участники конфликта отчуждены от принятия конечного решения. В медиации же стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на взаимопонимание и достижение взаимоприемлемых результатов.

           Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому ему легчу наладить с ними контакт. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

          

Нормативно-правовые основания деятельности служб школьной медиации

 

               Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере  образования  основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

               При создании службы школьной медиации правомерно ориентироваться на ст. 27 п. 2 указанного закона определяющую, что «образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности  реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (методические и учебно-методические подразделения, психологические  и  социально-педагогические  службы,  обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». То есть служба школьной медиации может быть оформлена на основе локальных нормативных актов образовательной организации.

               В 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей образовательную деятельность,  создается  «Комиссия  по  урегулированию споров между участниками  образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями  образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». 

               Иные документы, регулирующие деятельность медиаторов и служб школьной медиации:

               Концепция  долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».

               Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который определил ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

               – приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия;

               - наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);

               – организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

               – внедрение технологий восстановительного подхода, реализация  примирительных  программ и  применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

               Федеральный  государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):  «...как уважающего  других людей, умеющего  вести  конструктивный  диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

               Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный документ определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных  институтов, участвующих в воспитании и формировании личности от семьи  до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.

               Ожидаемые результаты реализации Концепции:

               – новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты, обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и групп, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вступивших в конфликт с законом;

               – эффективная система профилактической и коррекционной работы  с  детьми,  включающая  институты  социально-психологической помощи ребёнку, совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;

               – оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях в результате внедрения метода школьной медиации;

               – повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, оптимизация их структуры, повышение квалификации всех, кто работает с детьми;

               – снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

               «Методические рекомендации по  организации  служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

               – информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

               – мотивировать работников образовательных  организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

               – провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей);

               – организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

               – обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

               – установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

 

 

Понятие школьной медиации

 

           В процессе обучения в школе бывают такие ситуации, когда ребенок, взрослый может быть вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми, для разрешения таких ситуаций могут создаваться школьные службы примирения.

           Школьная служба примирения – это команда взрослых  (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:

- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;

- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;

- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

           Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.

           Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

           Медиативный подход — деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

           Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

           Метод «Школьная медиация» — это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

           Метод «Школьная медиация» вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

           Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

           Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

           В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

           Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

           Несмотря на то, что служба школьной медиации – понятие достаточно новое, в автономном округе уже имеется успешный опыт деятельности таких служб.

 

 

Из опыта работы школьных служб примирения в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Работа «Школьной службы примирения» муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 4

 г. Покачи

 

Солодкая Инна Борисовна

педагог-психолог

первой квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного

учреждения средней школы № 4

 

Школьная служба примирения муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы № 4 (далее МБОУ СОШ № 4) создана в  ноябре 2013-2014 учебного года приказом директора.

С целью организации деятельности школьной службы примирения (далее – ШСП) были изучены методические рекомендации «Организация деятельности служб примирения в образовательном учреждении» разработанные «Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции  Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

В своей деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»,  положением о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др. Работа школьной службы примирения   МАОУ СОШ №4 строится в соответствии с поставленной целью и задачами.

Целью деятельности ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Задачами деятельности службы примирения являются: проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов, обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Куратором ШСП является педагог-психолог, который организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций, проводит общий анализ деятельности; организует и проводит поддерживающие мероприятия для участников ШСМ.

В состав участников службы примирения входят: соц. педагог,  педагоги-организаторы и школьники 8-10 х классов.  На сегодняшний день она состоит из 4 педагогов и  5 школьников.

Деятельность ШСП  строится на  следующих  принципах: добровольность, конфиденциальность, нейтральность. ШСП взаимодействует с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, КДН. Заседание ШСП проходит 1 раз в месяц. 

На подготовительном этапе работы ШСП проведена следующая работа:

·     сформирована нормативно – правовая база предстоящей работы. Спланированы мероприятия по развитию и организации работы службы.

·     проведены отборочные процедуры (анкетирование) среди учащихся для формирования группы  волонтеров.

·     участниками рабочей группы в составе службы примирения изучена методическая литература и рекомендации.

·     с волонтерами проведена  программа тренинговых занятий на сплочение и командообразование.

·     для педагогов проведен семинар «Организация деятельности ШСП».

·     на родительских собраниях была доведена необходимая информация о работе и назначении службы до родителей учащихся.

·     создан информационный стенд ШСП «Содружество миротворцев», на котором  размещена вся необходимая информация для педагогов и учащихся по работе ШСП.

·     ШСП были проведены классные часы: для учащихся 5-х классов  «Как поступить в конфликтной ситуации»;с учащимися 6-х классов «Давайте жить дружно!», 7-х классов «Учимся общению без предрассудков», учащихся 8-х классов «Умеем ли мы прощать»

·     для учащихся школы было проведено торжественное открытие ШСП, где ребята-волонтеры представили визитку и презентацию о ШСП - свое название, девиз и эмблему.

Работа ШСП строится в соответствии с  планом работы:

·     проводятся тренинговые занятия «Служба примирения» в рамках проекта волонтерского движения «Достань до радуги»;

·     разрабатываются анкеты по изучению взаимоотношений в детских коллективах,  проведено анкетирование   в 5-7-х классах.

·     проводится курсовая подготовка по теме «Организация и деятельность службы медиации в образовательной организации.

·     выпускаются школьные буклеты о работе ШСП.

·     проводятся обучающиеся семинары для волонтеров «Понятие конфликта. Как возникают конфликты». Первопричины конфликта.

·     проводятся семинар-практикум для классных руководителей «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса.

Результатами деятельности ШСП стали (в 2014-2015 году):

·     рассмотрено 5  конфликтных ситуаций - в отношении «ученик – ученик» 3 случая, в отношении «ученик – родитель» 2 случая. В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.

·     проведены классные часы: «Поговорим о дружбе» (5 класс)  «Конфликты в нашей жизни»(7 классы).

·     Проведены родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей»; «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Наши подростки».

В  2015-2016 рассмотрено 3 конфликтные ситуации в отношении «ученик- ученик»; «ученик учитель» в 5 х классах.   Спорные вопросы были решены положительно. Все конфликтные ситуации закончились примирением сторон.  Решения приняты следующие: рассмотреть способы бесконфликтного решения вопроса  в 5-х классах на классных часах.

·     Беседы с обучающимися«Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах».

·     Создан сайт ШСП Содружество миротворцев

·     Проведены классные часы, большие психологические игры:  «Путешествие на корабле Дружба»,  (5 класс);  Толерантность- дорога к миру!»(8 классы), 

·     Проведена Неделя толерантности

 

О реализации проекта «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях города Сургута»

Чуранова Олеся Владимировна,

 начальник отдела психолого-педагогической

консультации и коррекции

муниципального казенного учреждения для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

 

Актуальность создания школьных служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях города Сургута  обусловлена, с одной стороны, необходимостью выполнения решений, рекомендаций нормативно-правовых документов федерального и  регионального уровней, с другой стороны - потребностью общеобразовательных организаций в освоении современных методов и технологий разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

Во исполнение нормативно-правовых документов регионального уровня муниципальным казенным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»  разработан проект «Школьные службы медиации (примирения) в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута», который утвержден приказом департамента образования от 24.02.2015 № 02-11-95/15-0-0

Цель проекта: создание в общеобразовательных организациях города Сургута, служб медиации (примирения), направленных на  реализацию восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними по урегулированию конфликтных ситуаций.

Задачи проекта:

  1.обучить участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся)  конструктивным методам  разрешения конфликтов и управления взаимоотношениями, методу «Школьная медиация»;

  2. организовать деятельность школьных служб медиации (примирения) в «пилотных» общеобразовательных организациях;

 3. создать территориальную службу медиации (примирения);

 4. разработать муниципальную модель создания школьных служб медиации (примирения) во всех общеобразовательных организациях, подведомственных  департаменту образования Администрации города Сургута.

Сроки реализации проекта: 2014/2015, 2015/2016 учебные годы.

В 2014-2015 учебном году были поставлены задачи: определить перечень «пилотных»  общеобразовательных организаций,  сформировать инициативную группу из числа руководителей общеобразовательных организаций,   учителей, социальных педагогов, психологов-психологов, разработать пакет нормативно-правовых документов, локальных актов, разработать модель создания школьных служб медиации (примирения), организовать обучение участников проекта. 

         В 2015-2016 учебном году поставлены задачи: создать  школьные службы медиации (примирения) в «пилотных» общеобразовательных организациях и организовать их работу; создать и  организовать деятельность территориальной службы медиации (примирения); проанализировать и обобщить опыт работы школьных служб медиации (примирения) в «пилотных» общеобразовательных организациях, организовать диссеминацию опыта.  

         Все мероприятия реализуются по четырем проектным линиям.

1 проектная линия: обучение участников образовательных отношений (педагогов, родителей, учащихся) конструктивным методам разрешения конфликтов и управления взаимоотношениями, методу  «Школьная медиация»)

·            организован и проведен семинар-тренинг для педагогических работников по теме: «Медиация в образовательном процессе» с приглашением Коновалова Антона Юрьевича, научного сотрудника ГБОУ ВПО МГППУ; руководителя направления «Школьные службы примирения» МОЦ «Судебно-правовая реформа»; автора концепции школьных служб примирения, профессиональный медиатор и тренер по медиации (г. Москва). Обучено 25 специалистов;

·            организованы и проведены семинары по темам: «Психология конфликта и способы его разрешения в образовательной организации» и «Коммуникативные навыки медиатора»;

·            разработаны рекомендации по отбору школьников-медиаторов и разработан тренинг «Юный медиатор» (объемом 24 часа) по подготовке медиаторов из числа учащихся;

·            в настоящее время согласовано с «Межрегиональным центром медиации и содействия социализации детей и молодежи» г. Омск  обучение педагогических работников общеобразовательных организаций по программе дополнительного профессионального образования: «Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних» (практика медиации, организация работы службы медиации). Обучение запланировано на сентябрь 2016 года.

2 проектная линия: организация деятельности школьных служб медиации (примирения) в «пилотных» общеобразовательных организациях.

·            изучена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность школьных служб медиации (примирения), а также история развития, опыт создания  и деятельность служб примирения в муниципальных образованиях РФ;

·            изучены модели организации служб примирения в образовательных организациях, предлагаемые Центром «Судебно-правовая реформа» и Федеральным институтом медиации.

·            определены «пилотные» общеобразовательные площадки: МБОУ СОШ № 1, №4, № 5, № 8, № 10, № 19, № 22, № 31, № 32, № 45.

·            подготовлен и передан в «пилотные» образовательные  организации методический кейс по организации деятельности «школьной службы медиации (примирения)»

·            разработан и направлен пакет типовых локальных актов по организации деятельности школьных служб медиации (примирения):

-порядок работы медиатора в  восстановительной модели медиации;

-форма мониторинга;

-журнал регистрации конфликтных ситуаций;

-регистрационная карточка;

-примирительный договор;

         - проект приказа директора

·        во всех «пилотных» общеобразовательных организациях созданы и осуществляют свою деятельность «школьные службы медиации (примирения)»: ведется отбор и подготовка кандидатов из числа учащихся, определяются способы получения информации о конфликтах, проводятся программы «восстановительной медиации».

3 проектная линия: создание территориальной службы медиации (примирения)

·         разработан пакет локальных актов по организации деятельности территориальной службы медиации (примирения) на базе МКУ «Центр диагностики и консультирования», которая будет являться ресурсным центром по интеграции восстановительных технологий в систему образования.

4 проектная линия: разработка муниципальной модели создания школьных служб медиации (примирения) во всех общеобразовательных организациях

·        проведен мониторинг деятельности школьных служб медиации (примирения).

По состоянию на 1 квартал  2016 года во всех «пилотных» общеобразовательных организациях в роли медиатора выступают и взрослые (22 чел.) и несовершеннолетние (49 чел). За 1 квартал 2016 года 17 случаев поступило в школьные службы медиации (примирения), все из них завершились за примирением сторон.

Основные обращения по конфликтным ситуациям «ученик-ученик» (драки, незначительное повреждение личного имущества).  Проводились программы примирения и программы по заглаживанию вреда.

·        определено место школьных служб медиации (примирения) в системе организации профилактической работы на уровне общеобразовательной организации;

·        создан раздел «Школьные службы медиации (примирения) на сайте сообщества педагогических работников SurWiki, официальном сайте МКУ «ЦДиК», которые систематически пополняются методическими материалами;

·        созданы разделы на официальных сайтах «пилотных» общеобразовательных организаций, руководителями с учащимися разработаны логотипы школьных служб примирения;

·        разработан план мероприятий по развитию сети школьных служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях, который утвержден приказом департамента образования Администрации города Сургута от 22.12.2015 № 12-270878/15-0-0 «О создании служб медиации (примирения) в общеобразовательных организациях»

В сентябре 2016 года деятельность школьных служб медиации (примирения) будет организована во всех общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования.

        С октября 2016 года планируется осуществление аудита организации деятельности школьных служб медиации (примирения) с целью оказания методической помощи. 

 

«Опыт создания и развития сети Служб примирения на территории города Нефтеюганска»

 

Ольга Викторовна Куркина,

 специалист по социальной работе с молодёжью

муниципального бюджетного учреждения

 «Центр молодёжных инициатив»

 

Направлениями деятельности отдела психолого-педагогической и социальной помощи «Центра молодежных инициатив» города Нефтеюганска является координация деятельности Школьных служб примирения. Становление данного направления деятельности произошло через проектную деятельность.

В результате участия специалиста отдела психолого-педагогической и социальной помощи (МБУ «ЦМИ») в конкурсе, организованном Департаментом образования и молодежной политики  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в июне 2014 года, представленный социальный проект «Точка опоры» выиграл грант I степени, посредством которого организовано обучение специалистов школ города. В результате были  обучены педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений и на территории МО города Нефтеюганска стала функционировать сеть Служб примирения.

Сегодня, в состав сети Служб примирения города Нефтеюганска входят 18 служб: Служба примирения муниципального бюджетного учреждения «Центр молодежных инициатив», являющаяся координатором Школьных служб примирения и 17 Школьных служб примирения, функционирующих в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях. Во всех Службах утверждено Положение, издан приказ о создании Службы, определены кураторы.

Далее необходимо было развивать данное направление и обучать школьников медиации-ровесников. В связи с чем, была сформирована развивающая (профессионально-ориентированная) программа Сонар» с целью обучения школьников навыкам медиации ровесников, удостоенная Гранта на Конкурсе вариативных программ, организуемом Департаментом образования и молодежной политики города Нефтеюганска.

Таким образом, становление работы сети служб примирения проходило через ряд этапов:

- участие в проектной деятельности и обучение психологов, социальных педагогов школ, методике школьной медиации (сюда входит: последующая организация методических семинаров 2 раза в год; организации вебинаров с Председателем Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы А.Ю. Коновалова, с целью методического сопровождения и развития сети Служб примирения на территории муниципального образования г. Нефтеюганск);

- разработка и принятие нормативно-правовой основы работы Служб примирения. Определение категории дел, с которыми работают Службы (школьные и на базе МБУ «ЦМИ»). Проведение школьной медиации.

- методическая поддержка и развитие Школьных служб примирения, через реализацию развивающей (профессионально-ориентированная) программа «СОНАР», позволяющая обучать школьников урегулированию внутришкольных конфликтов, посредством применения медиации ровесников. В ходе реализации программы «Сонар» в 2014-2015 учебном году 27 подростков, а в 2015-2016 учебном году 33 подростка овладели навыками применения процедуры медиации при урегулировании конфликтов, прошли итоговое тестирование и получили сертификат волонтера-медиатора. Волонтеры активно участвуют в работе служб, «от равного к равному» передают ценности дружеского поведения.

Свою деятельность Службы примирения г. Нефтеюганска освещают на официальных сайтах образовательных учреждений. В социальной сети «В контакте» создана группа «Медиаторы Нефтеюганска» (адрес доступа: http://vk.com/volonter_mediator_ugansk), где обсуждаются вопросы бесконфликтного общения среди сверстников.

В 2014 учебном году в Нефтеюганске, специалистами МБУ «ЦМИ» была проведена первая медиация. В 2015 года число служб примирения выросло с 11 до 18 служб. В Число проведенных восстановительных программ также возрастает. В каждой проведенной медиации участвует как минимум подросток и куратор службы примирения.

Успешно решенные задачи:

- 21 специалист (педагоги-психологи, социальные педагоги) обучен по программе «Применение процедуры медиации в педагогической практике»;

- созданы волонтерские команды из подростков в 16 школах г. Нефтеюганска для профилактики и предотвращения конфликтных ситуаций в школьной среде;

- разработана и реализована программа обучения волонтеров Школьных служб примирения с целью внедрения восстановительных технологий в образовательную среду и реализации медиации ровесников;

- снижен уровень конфликтности в школьной среде через включение в работу волонтерских команд.  Данная статистика подтверждается из отчетов кураторов ШСП и Приказом ДОиМП г. Нефтеюганска от 24.12.2014, №686-п «Об итогах социологического опроса по изучению уровня удовлетворённости населения качеством образования в городе Нефтеюганске в 2014-2015 учебном году»;

- отработана профилактическая модель работы по снижению конфликтности среди школьников города через реализацию активных форм работы с подростками, в рамках данной работы в школах проводятся  акции, классные часы, родительские собрания;

- ведется группа «Медиаторы Нефтеюганска» в социальной сети «ВКонтакте»;

- простроены перспективы развития волонтерского движения в рамках ШСП в г. Нефтеюганске, через включение в тренинговые группы кураторов ШСП.

Перспективные задачи:

- включать родителей в работу Школьных служб примирения и реализовать обучающий курс для родителей (законных представителей) желающих на волонтерской основе работать в школьных службах и осуществлять профилактику конфликтов и правонарушений в школе.

 

Об организации деятельности школьных служб примирения в общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района

 

Талько Василий Анатольевич

 Заведующий Ювенальной службы

Нефтеюганского района

 

           В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района  № 790-0 от 30.10.2013г. «Об организации деятельности школьных служб примирения» во всех              13 общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района, созданы Школьные службы примирения (далее ШСП).

           В соответствии с вышеуказанным приказом ответственной за работу ШСП в Нефтеюганского района определена Ювенальная служба Нефтеюганского района, которой налажено взаимодействие со всеми кураторами служб в ОУ района, ведется методическое сопровождение, к работе подключено методическое объединение психологов и социальных педагогов Нефтеюганского района. Ювенальной службой организована регулярная  рассылка пособий, книг, статей, ссылок с целью повышения качества работы ШСП.

           В целях информирования общественности о работе служб примирения:

           - информация о том, что такое ШСП, её основные функции и задачи разъясняется педагогам, школьникам и их родителям, в школах имеются также соответствующие стенды;

           - на официальном сайте Администрации Нефтеюганского района и сайте Департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района - размещена информация о целях и задачах ШСП, указаны контактные данные их кураторов в школах Нефтеюганского района, а также методические материалы, обновляются последние новости по данной теме;

           - в районной газете «Югорское обозрение» вышло две статьи (ноябрь 2015 года и март 2016 года) о школьных службах примирения, созданных в ОУ Нефтеюганского района.

             Во всех школах района утверждены Положения о ШСП, составлены планы работы, приказом определены кураторы и состав ШСП (утверждается в начале каждого учебного года), привлечены к обучению подростки 8-10 классов.

             В соответствии с положением о ШСП, в каждой службе имеется журнал регистрации конфликтных ситуаций, в котором фиксируется: дата обращения, суть конфликта, источник информации, участники конфликта, обидчик и потерпевший, ход реализации. После каждой примирительной встречи, проводится обсуждение, анализ, соответствует ли случай для использования восстановительной медиации, были ли соблюдены принципы, в чем заключались трудности (по возможности на примирительные встречи приглашаются специалисты Ювенальной службы, в целях методической поддержки).

             За 2015 год в Нефтеюганском районе зарегистрировано обращений в ШСП ОУ – 22 случая, за первый квартал 2016 года – 18 случаев (темы примирения – драки, оскорбление личности,  нарушение норм поведения на уроке).

             Ведется работа по повышению квалификации кураторов ШСП и подростков-медиаторов входящих в их состав.

             При поддержке Департамента образования и молодежной политики, а также Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с 3 по 10 апреля 2015 года, на базе Пойковской СОШ №4 прошли курсы повышения квалификации для кураторов ШСП. Сотрудники БУ «Сургутский государственный университет» провели обучение 15 человек - представителей всех школ района, по дополнительной профессиональной программе - «Разрешение школьный конфликтов, ресоциализация несовершеннолетних, совершивших противоправные действия и подготовка специалистов по проведению примирительных процедур». 

             Кураторы ШСП ОУ Нефтеюганского района (13 человек - социальные педагоги, психологи) зарегистрировались на сайте международного дистанционного информационно-образовательного проекта «Медиация в образовании» http://www.mediationinedu.ru

           Цель Проекта:

           - комплексное обеспечение образовательных организаций  всеми видами необходимых материалов (алгоритмов, презентаций,  рекомендаций, видео, аудио, печатных пособий, форм, визуальных мотиваторов для детей и родителей, образцами материалов для сайтов образовательных организаций), консультирование, полное сопровождение становления медиации в образовательной организации

           - практическое содействие образованию в части развития и популяризации медиации как высокоэффективного инструмента урегулирования споров, активного введения медиации в жизнь современного общества, в сферу отношений участников образовательного процесса, консолидация сообщества педагогов, выполняющих функции медиаторов.

           Результаты работы:

           - работают 13 ШСП во всех школах района (их курирует Ювенальная служба Нефтеюганского района);

           - работают в ШСП 22 специалистов (социальные педагоги, психологи);

           - привлечено к обучению 40 подростков;

           - обучено 15 специалистов, представителей всех школ района, по дополнительной профессиональной программе - «Разрешение школьный конфликтов, ресоциализация несовершеннолетних, совершивших противоправные действия и подготовка специалистов по проведению примирительных процедур»;

           - обучено 3 специалиста, по дополнительной профессиональной программе «Правовые и социально-психологические аспекты досудебного сопровождения и ресоциализации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия».

           Таким образом, институт служб примирения на территории Нефтеюганского района проходит свое становление, необходимо продолжать наращивать опыт,  стимулировать администрацию школ к активному использованию данного инструмента, а также продолжить методическую работу с кураторами ШСП и подростками-медиаторами (организовать централизованное, систематическое обучение подростков-медиаторов).

 

Школьная служба примирения  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4»,  город Урай

Назмутдинова

Лиарида Хамитовна

Педагог-психолог, руководитель Школьной службы примирения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4», город Урай

 

Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания лидерства (порой неформального) и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Стандартные «карательные» способы реагирования на конфликты (применение подростками для разрешения конфликтных ситуаций физической силы, порицание со стороны взрослых, приводы к завучам, социальному педагогу школы и т.д.), которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Задача школьной службы примирения сделать так, чтобы как можно большее число школьных конфликтов разрешалось путем переговоров с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодным для них образом.

Школьная служба примирения МБОУ СОШ №4 г. Урай создана три года назад на основании Приказа «О создании Школьной службы примирения» за №279 от 31.08.2012 года (далее ШСП). Ежегодно к началу учебного года приказом директора школы вносятся изменения, так как списочный состав участников службы примирения может меняться.

В первый год функционирования ШСП находилась в процессе подготовки к созданию и функционированию:

1 шаг. Определены кураторы, которые прошли обучение по теории и практике восстановительного правосудия (медиации).

2 шаг. Разработаны необходимые документы: Положение о ШСП, журнал регистрации конфликтных ситуаций (возможно на каждый случай заводить отдельную карту регистрации); форма примирительного договора; форма отчета - самоанализа для описания работы со случаем. 

Также, во время проведения восстановительных процедур необходимо делать краткие записи хода программы для последующего анализа.

В первый год работы медиативные способы разрешения конфликтов среди несовершеннолетних не применялись по объективным причинам.

3 шаг. Информирование участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители) о новой технологии работы с несовершеннолетними, допускающими в своем взаимодействии с окружающими людьми правонарушения или просто имеющие склонность провоцировать конфликтные ситуации со сверстниками.

К конфликтным ситуациям с правонарушающими компонентами  относят: конфликты в диадах «учитель-ученик», «ученик - сверстники», драки, кражи, вымогательство, хулиганство, вандализм и др.

В сентябре 2013 года педагоги школы ознакомились с технологией восстановительной медиации в работе секции по теме: «Девиантное поведение учащихся и новые формы работы с  трудными детьми» на педагогическом совете.

Информирование родителей о работе ШСП осуществляется на родительских собраниях, при обращении по возникающим вопросам в социально-психологическую службу школы. Информация о ШСП  размещена на стенде «Психологическая служба школы».

Учащиеся школы получают информацию о приемлемых способах разрешения конфликтных ситуаций с правонарушающими компонентами на классных часах и при личном общении со специалистами школы.

На данный момент времени служба примирения состоит
из 3 взрослых и 6 учащихся. Процесс обновления команды детей-волонтеров налажен. Первые волонтеры уже выпустились из стен школы, в прошлом учебном году мы привлекали к ведению примирительных встреч двух учащихся 7 классов, проявляющих интерес к данной работе,
а в начале 2015 года специалисты ювенальной службы муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» провели обучение учащихся школ города, где 4 учащихся школы №4 смогли получить необходимые знания и умения по ведению восстановительных медиаций.

Так как учащиеся школы и их родители, классные руководители  знают о работе ШСП - сведения о конфликтах поступают к нам от всех участников образовательного процесса, включая администрацию школы.

Всего количество поступивших случаев в ШСП:26 за 2013-2014 учебный год, 20 за 2014-2015 учебный год.

Наиболее часто встречающиеся в нашей практике случаи с правонарушающими компонентами касаются неконструктивных способов общения среди учащихся (передача искаженной информации, недопонимание смысла высказывания в адрес учащегося, нетерпимость к личностным особенностям некоторых учащихся со стороны одноклассников и др). Ответной реакцией, как правило, являются драки на уроках и переменах, назначение «стрелок», взаимные оскорбления «В Контакте». Подобные конфликты чаще всего можно отнести к «легким» и поэтому их помогают разрешить волонтеры, так как они наиболее «вхожи» в детскую среду. Но, к сожалению, имеются сложные случаи, когда конфликты могут иметь серьезные последствия, и здесь необходима работа взрослых.

Программы примирения проводятся систематически.

Примеры восстановительных процедур среди несовершеннолетних учащихся МБОУ СОШ №4  за 2014-2015 учебный год:

подозрение в краже сотового телефона – 1 случай;

пропажи (наушников, велосипеда) – 2 случая;

нанесение вреда здоровью (сломан палец руки) – 1 случай;

получение травмы головы несовершеннолетним во время конфликта – 1 случай;

материальный ущерб (разбит сотовый телефон) – 1 случай;

нарушения детско-родительских отношений – 2 случая. 

Опыт работы документируется. В журнале регистрации конфликтных ситуаций отмечается: дата конфликта и дата поступления запроса, суть конфликта, источник информации, участники конфликта, обидчик и потерпевший, применение программы (или что удалось провести и почему не завершилась медиация). Подводим итог с точки зрения стандартов: в чем ответственность обидчика, в чем осуществлялась поддержка жертвы, как изменились их отношения вследствие восстановительной медиации, в чем состоит суть договора.

Каждый случай обсуждаем с детьми-волонтерами. При этом анализируем соответствует ли случай для использования восстановительной медиации, были ли соблюдены принципы, в чем заключались трудности.

По итогам проведенной работы составляем отчет.

За 2 года работы ШСП проведено: 31 восстановительная медиация;
3 «челночных» медиации (потерпевшие отказались от встречи с правонарушителями, вопросы решали через ведущего программы, в итоге стороны пришли к примирению, причиненный вред потерпевшим был заглажен); 9 школьных конференций, 1 с участием представителя КДН и ЗП; 2 - круги заботы. Общее количество участников программ: 78 обидчиков, 46 потерпевших, 67 родителей (законных представителей), 8 классных руководителей и специалистов, включая представителей МУ ЦГБ г. Урай (по случаю Круги заботы). Всего приняли участие в различных типах программ 197 участников образовательного процесса.

Мониторинг проводимых восстановительных программ за период функционирования ШСП показывает: в 78% случаев повторов конфликтных ситуаций и нарушений принятых договорных обязательств по заглаживанию вреда не наблюдается. 

В 22% случаев наблюдались нарушения условий договора. Анализ причин, почему несовершеннолетние нарушают самостоятельно принятые решения по заглаживанию вреда потерпевшему, показывает о существующих личностных проблемах обидчиков, проблемах семьи, где воспитывается несовершеннолетний. В таких случаях мы проводим реабилитационные программы по коррекции личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних, профилактическую работу в классах (например, классные часы по формированию  навыков толерантного поведения, по формированию навыков эффективного взаимодействия и обучению способам разрешения конфликтов мирным путем, формированию самосознания учащихся и др.).

Проводится психолого-просветительская работа с родителями на родительских собраниях по личностным и поведенческим особенностям учащихся школы различных возрастов.

В нашей практике были 2 случая (примеры отказа правонарушителей от встречи с потерпевшими после проведенной предварительной работы).  В таких случаях, где правонарушители отказались от  примирительной встречи, в специальной литературе ведется обсуждение о том, что подобные случаи
не говорят о снижении эффективности работы ведущих, так как должен соблюдаться основной принцип восстановительных медиаций – принцип добровольности. Ответственность ведущего в данном случае заключается в уважительном отношении к участникам программы и не настаивании на их дальнейшем участии в восстановительной медиации. Главное, чтобы обе стороны не испытывали друг к другу чувства озлобленности по поводу произошедшего. Здесь важно выявить причины отказа одной из сторон, особенности встреч, которые не позволили прийти к примирительному результату. Анализ этих фактов позволяет ведущему совершенствовать свою квалификацию.

В 2016 году  написана программа «Мы вместе», обобщающая опыт работы предыдущих лет. Основной задачей программы является профилактика противоправного поведения учащихся школы, предупреждения вторичных нарушений. Также в указанную программу включена подпрограмма  «Ты не один», направленная  для работы с учащимися (изгоями). По данному направлению работы мы используем Круги сообщества и Школьные конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ссылки

 

         1. http://минобрнауки.рф/documents/3820 - письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации".

 

         2.http://irost45.ru/uploads/content/file/metodicheskie_rekomendatsii_sluzhby_shm.pdf - Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях ФГБУ «Федеральный институт медиации».

 

         3.http://imc-yal72.ru/images/doc/2015-2016/ot%20schkolnoi%20mediazii.pdf – «От школьной медиации к гражданскому обществу: создание и организация деятельности служб

школьной медиации в образовательных организациях - методические

рекомендации «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования».

 

         4. http://elhoz.ucoz.com/avatar/33/rekomendacii-po-sozdaniju-sluzhb-primirenija-2.pdf - методические  рекомендации  по  созданию  и  поддержке школьных  служб примирения - Коновалов Антон Юрьевич, научный сотрудник ГБОУ ВПО МГППУ, руководитель направления «Школьные службы примирения» МОЦ «Судебно-правовая реформа».

 

 




8(3463) 456-108

г. Пыть-Ях, мкр.8, ул. Православная, д.10

Полная информация и схема проезда